На главную
Архив новостей
Первые шаги томских школьников в электроэнергетику
03 Ноя 2012

 

 В октябре в Энергетическом институте Томского политехнического университета начались занятия со школьниками, будущими энергетиками. После экскурсии  в лаборатории ЭНИН, на занятия пришли  самые стойкие, те, кому энергетика интересна. Большую помощь и поддержку в их подготовке оказывает    Благотворительный фонд "Надежная смена"  и ОАО «СО ЕЭС».

Первое  занятие было посвящено объяснению важного вопроса: чем занимаются энергетики. Магистрант кафедры Электроэнергетические системы Павел Волхин рассказал школьникам, что профессия энергетика очень многогранна. Здесь находят свое призвание очень разные люди, с разными интересами. Они проектируют, улучшают параметры устройств, рассчитывают токи и напряжения в сети, проверяют, не перегрелись ли трансформаторы, не взорвутся ли выключатели из-за слишком больших токов. Некоторые инженеры занимаются программированием, создают специальные программы, чтобы облегчить расчеты. Менеджеры планируют, сколько энергии можно продать, за какую цену. Продажа генераторов, двигателей тоже их обязанность. Специалисты служб управляющих организаций: РДУ, ОДУ, СО  самые главные в энергетике. Именно про их обязанности  поговорили  подробнее. Речь шла о самой главной организации в энергетике России – Системном операторе. В чём состоит работа диспетчеров ребята узнали  на примере простейших схем и на примере  модели.  Она поясняет суть понятия – синхронная работа генераторов в энергосистеме. Ребята провели 4 опыта. Сделали выводы  о том, что диспетчерам нужно контролировать электрические машины, которые находятся за сотни километров от них.  Более того, диспетчеры должны всегда учитывать, что Электроэнергия - это совершенно особый товар. Его особенность заключается в том, что энергию нельзя складировать, запасать. Она вырабатывается и в ту же секунду она должна потребляться. То есть  диспетчеры должны решать просто фантастическую задачу. Они создают такой режим, когда в любой момент времени в России количество вырабатываемой мощности равно количеству потребляемой мощности и сотни генераторов при этом вращаются синхронно.  После этого, думаем, ребята поняли трудности работы диспетчеров.

Посмотрев фильм, посвященный юбилею СО ЕЭС России «Симфония 50 Гц», школьники остались с  ощущением, что работа энергосистемы - это настоящая симфония.

Следующее занятие, которое вёл магистрант кафедры Электроэнергетические системы Александр Филягин,  было не менее интересным. Фильм о Саяно-Шушенской гидроэлектростанции, которую  проектировали в Ленинграде - нынешнем Санкт-Петербурге, оставил ощущение, что гидроэлектростанция и плотина - это живой организм. Ребята узнали, что возведение плотины на Енисее началось в сентябре 1968 года и продолжалось 7 лет. На строительство этого грандиозного сооружения было использовано столько бетона, что хватило бы на прокладку автомобильной трассы от Санкт-Петербурга до Владивостока. Плотина выдерживает напор воды до 30 миллионов тонн.

Как говорит древняя китайская пословица - «дорога в тысячу ли начинается с первого шага». Надеемся, что школьникам занятия в Энергетическом институте интересны, и скоро мы будем приветствовать их как  студентов Энергетического института  Томского политехнического университета!

 

Е.Я. Бельская – старший куратор ЭНИН НИ ТПУ