На главную
Архив новостей
Вера Шестакова: «Хочу пожелать нашим ребятам не изменять профессии энергетика»
28 Jul 2015

 

Как подготовиться к «Энергии молодости»? Обзор образовательной программы форума «Энергия молодости» продолжает  представитель принимающей стороны, постоянный разработчик образовательной программы форума, кандидат технических наук, доцент кафедры электроэнергетических систем (ЭЭС)  Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета Вера Васильевна Шестакова.


Вера Васильевна, ключевая тема форума «Энергия молодости» в 2015 году ─ «Единая энергосистема стран СНГ и Балтии: структура, функции, перспективы». Расскажите об этой теме: почему она была выбрана?

Выбор тем для всех Форумов всегда соотносился с интересами энергокомпаний, так как конечная цель проекта «Школа ─ вуз ─ предприятие», в рамках которого проходит Форум, – подготовка высококвалифицированных кадров для работы в филиалах нашего первого партнера ОАО «СО ЕЭС» и других энергокомпаниях, которые участвуют в проектах Фонда «Надежная с мена».

Конечно, формулировка тем в каждом году была разная, но по сути дела это единая тема, рассматривающая с разных сторон Единую энергосистему, которая по своим масштабам уже соизмерима с размерами планеты и ставит перед энергетиками множество вопросов. Очередная часть вопросов будет затронута в образовательной программе Форума в этом году.

Форумы проводятся с 2011 г. Однако можно полагать, что до сих пор это дело новое, ведь это первая образовательная программа летних Форумов для юных энергетиков России. Мы с Александром Олеговичем Егоровым начинали разработку с нуля. Считаю, что мы каждый год совершенствуем программу, учитываем прошлые ошибки.

 

Принципиальная позиция организаторов «Энергии молодости» - работа в смешанных командах школьников и студентов. Что это дает ребятам?

Я целиком поддерживаю такую позицию. Проведение занятий в группе, где присутствуют учащиеся от 10 класса до 4 курса, конечно, имеет ряд трудностей для преподавателя, но, с другой стороны, дает очень хороший эффект. Поясню. Любой педагог знает секрет, как освоить новый материал – надо объяснить его кому-то другому. Именно это будут делать старшие студенты. Еще один хороший способ обучения заключается в формулировке конкретных вопросов. Это не так просто, как кажется. Правильно сформулированный вопрос это уже половина ответа.  Вопросы будут вынуждены задавать младшие представители команды, а преподаватель будет координировать и направлять эти процессы. В целом можно ожидать от наших занятий неплохой КПД.


Какие задачи по энергетике выбраны для решения в этом году и почему? 

Все задачи представляют собой кусочки мозаики, которые могут очень удачно вписаться в общую картину. Темы задач взяты из разных дисциплин: электротехника, релейная защита, электрические сети.

Для школьников и студентов после 1 курса, которые еще ни одной  профильной дисциплины не изучали, предусмотрены задачи, основанные на знании физики, математики и умении мыслить логически. Задачи затрагивают вопросы, которые практически не рассматриваются в традиционной образовательной программе и «бьют» по самым больным точкам студентов, заставляют задуматься, взглянуть на проблему с другой стороны.


Могут ли участники подготовиться к «Энергии молодости»? Что вы порекомендуете им сделать, прочесть, узнать? 

Для подготовки я рекомендую ребятам поискать в интернете общую информацию о системных авариях. Выяснить, что это такое, когда они имели место, в какой стране, какая часть энергосистемы отключилась. Эта информация поможет лучше усвоить материал одной из лекций, посвященной причинам и способам предотвращения системных аварий.

 

Почему лично вам интересно принимать участие в "Энергии молодости"? 

Настоящий артист не может не играть, настоящий преподаватель не может не делиться своими знаниями. И чем больше накопленных за годы работы знаний и опыта, тем сильнее эта потребность. Это первая причина. Есть и вторая. В последние годы в ТПУ рекомендуются к применению так называемые активные методы обучения, включающие в себя игровые ситуации, физическое моделирование и т.п.  Я считаю, что это самые прогрессивные способы передачи знаний, но пока применять их в рамках стандартных учебных планов довольно сложно, а образовательная программа Форума предоставляет массу возможностей для реализации данных методов.

 

Вы преподаете в одном из ведущих вузов России. Влияет ли участие в «Энергии молодости» на повседневную работу студентов, на освоение специальности?

Я, конечно, не могу сказать, что участие в «Энергии молодости» достаточно, чтобы обеспечить хорошую учебу и гарантировать профессиональный успех. Однако мне известен случай, когда участие в смене сыграло решающую роль в жизни одного из наших магистрантов.  На собеседовании он сумел ответить на очень хитрый вопрос, который мы разбирали на одной из смен. По результатам собеседования с 5-ю студентами работодатель (это было ОДУ Сибири) выбрал именно его.


Что вы пожелаете участникам «Энергии молодости»? 

Наши выпускники добиваются успеха в очень многих областях, в политике, в бизнесе…,  но я хочу пожелать нашим ребятам не изменять профессии энергетика и сделать в будущем успешную карьеру именно в этой профессиональной области.