На главную
Архив новостей
Pro bono для Фонда "Надежная Смена"
01 Апр 2018

#fondsmena

2017 год стал юбилейным для фонда «Надежная смена». За 10 лет работы Фонд завоевал авторитет ведущего оператора молодежных и образовательных проектов в сфере топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов. Проекты Фонда реализуются в большинстве регионов России и за ее пределами. На начало 2017 года Фонд планировал запустить более  20 новых проектов и программ, привлечь более 10 новых партнеров из числа отраслевых компаний, начать работу с более чем 30 общеобразовательными учреждениями и вузами. Количество участников проектов Фонда ожидалось увеличить до 10 тысяч в год. Для достижения намеченных планов Фонду важно было разработать системный подход к развитию, выстроить и формализовать процессы, приоритизировать ресурсы.

Поэтому Фонд обратился к помощи проекта Todogood, платформе интеллектуального волонтёрства, оказывающей консалтерские услуги "pro bono" некоммерческим организациям. Для решения поставленных задач Фонда была сформирована проектная команда, которая на протяжении девяти месяцев работала над формированием миссии и целей, приоритизацией существующих программ и проектов на следующий период.

В команду вошли: Анна Виктория Горман, ex-старший консультант, PWC;  Анна Орлова, руководитель проектов по молодежным программам, Yum Brands Russia; Алексей Грабарник, associate, BCG; Ольга Любимова, HR Business Partner, Jacobs Douwe Egberts.

В специальном интервью участники проектной команды ответили на вопросы об институте «pro bono», профессиональном волонтерстве, перспективах про боно услуг в России, а также о работе над запросом Фонда «Надежная смена».


Pro bono услуга – это помощь некоммерческой организации или социальному предпринимателю, которая оказывается безвозмездно, и она оказывается в рамках проекта, то есть результатом ее должен стать продукт, который получает организация от консультанта бесплатно. То есть это не просто консультирование – в результате есть что-то завершенное. Например, у организации есть план продаж или позиционирование для определенной аудитории, которые для организации актуальны, то есть там разработано позиционирование и маркетинг-план, что-то завершенное.


Какой «продукт» вы разрабатывали для Фонда, сколько временных затрат потребовалось на это?

Наша команда провела аудит стратегии фонда, помогла трансформировать миссию и видение фонда и приоритизировала стратегические задачи фонда. Дополнительно были усовершенствованы отдельные аспекты операционной деятельности, включая полное обновление  финансовой модели.
Команда работала над проектом с апреля 2017 года до января 2018 года, в общей сложности около 9 месяцев с перерывом на летние месяцы.


Миссия Фонда:  Содействие молодежи в получении личностно-профессиональных компетенций и популяризация инженерно-технического образования через объединение ключевых игроков ТЭК и МСК


Мы согласны с тем, что понимание конечного социального эффекта, который организация достигает в результате своей деятельности, является для команды критично важной при выборе проекта. Более того, некоторые волонтеры выбирают организации, решающие те социальные проблемы, которые ближе к профессиональной или личной жизни консультанта.Работа «на общественное благо» требует от вас инициативы и времени, подразумевает, что вы вкладываете в работу талант и знания. Насколько важно для вас лично понимание насколько важна деятельность организации, для которой вы осуществляете консалтинг? Возьметесь ли вы за проект, если не разделяете миссии и целей социальных преобразований данной организации?

Нет, мы не возьмемся за проект, миссию и цели которого мы не разделяем, а также в случае выявления низкого качества предоставляемой населению услуги/реализации социального эффекта.


Видение Фонда: Современная молодежь станет надежной сменой
для ТЭК и МСК.


Что именно больше всего повлияло на принятие положительного решения в отношении работы с Фондом «Надежная смена»?

Фонд «Надежная смена» работает на стыке областей образования и развития карьеры молодых специалистов, совмещая решение социальной проблемы равного доступа к развитию и возможностей по трудоустройству среди населения с решением проблемы недостатка престижа инженерных профессий.

На принятие положительного решения повлияла и сформулированная фондом задача, готовность фонда к изменениям, что в будущем позволяет увидеть результаты работы, применимыми в реальной жизни.

Немаловажно при выборе проекта также оценить и ту пользу, которую команда может принести организации. В нашем случае, команда имела опыт работы с образовательными учреждениями и проектами и это позволило быстро включиться в работу.

Принято считать, что безвозмездные профессиональные услуги выгодны всем вовлечённым субъектам — компаниям (инициаторам pro bono программ для сотрудников), благополучателям и консультантам (добровольцам-профессионалам). Зависит ли выбор того или иного проекта pro bono от предоставляемых возможностей повысить свою компетентность в профессиональной сфере или расширить свою экспертизу в смежные направления деятельности?  И если да, то чем для Вас интересен проект Фонда «Надежная смена» с точки зрения Вашего профессионального развития?

Здесь необходимо соблюсти баланс. Чтобы принести пользу, необходимо уже обладать профессиональными навыками, но участие в проектах позволяет углубляться в специфику организаций или развивать отдельные блоки навыков. Устойчивый результат достигается за счет формирования команд, которые могут дополнить друг друга.

С точки зрения профессионального развития для нас фонд интересен деятельностью в образовательной сфере. Для всех членов команды это была интересная сфера, в которой они хотели применить свои навыки.

Существует ли для вас как специалиста разница: оказываете ли вы услугу за гонорар или pro bono? Влияет ли данный факт на отношение к клиенту? И напротив, есть ли разница в подходе клиента оказываемым услугам?

Для специалиста разница, безусловно, существует. Это сказывается, прежде всего, на планировании времени, необходимого для достижения цели, так как мало кто может 100% профессионального времени посвятить pro bono проектам. Процесс предоставления услуг и мотивация к результату не отличается, но, конечно же, с точки зрения соблюдения дедлайнов pro bono клиенты всегда понимают ограниченность ресурсов консультантов и готовы идти на встречу.

Оказание профессиональной помощи накладывает гораздо большую ответственность, нежели, например, денежные пожертвования. В роли филантропа и благотворителя может выступить любой человек,

а провайдером pro bono помощи — только профессионал, который берет на себя ответственность за качество предоставленной им услуги. В какой момент вы поняли, что готовы оказывать подобные услуги? Играет ли роль опыт или стаж в профессии?

Безусловно, профессиональный опыт влияет на принятие решения участвовать в том или ином проекте. Навыки и опыт могут быть также перенесены и из академической среды, если другие члены команды могут дополнить. Ключевую роль играет именно совокупность профессионального опыта у всей команды.

Что стоит учесть молодым специалистам, готовым начать заниматься подобной деятельностью?

Молодым специалистам, которые хотели бы заниматься подобной деятельностью, мы бы рекомендовали соблюдать баланс, чтобы сохранять стабильный уровень мотивации и вовлеченности в проект. При совмещении 2-х и более сфер деятельности (за гонорар, pro bono) велик риск несоблюдения баланса между личной и профессиональной жизнью. Но не стоит бояться, потому что волонтеры делятся опытом друг с другом, а также очень часто доступны специальные развивающие тренинги, которые будут полезны и в карьере в целом.

Второй момент, который надо учесть, это то - что сообщество волонтеров - очень открытые люди. За недостающими звеньями в опыте или навыками надо не бояться обращаться, советоваться как можно с большим количеством экспертов в той или иной области. Это позволяет достигать устойчивых результатов.

Фонд впервые обращался за оказанием услуг pro bono. Успешность результатов от подобного сотрудничества зависит от обеих сторон. В консультирующей компании должен быть опытный программный менеджер, который будет вести pro bono проект, а со стороны НКО — консультант для взаимодействия, который будет готов помочь понять проблему и специфику деятельности организации. Насколько четкой и слаженной была работа с Фондом на общий результат? Какие советы вы можете дать на будущее сотрудниками и руководству Фонда для повышения результативности?

Ключевым фактором успеха, с нашей точки зрения, является совместное формирование задачи проекта. Четко сформулированная проблема - это залог успеха любого проекта.

Работа с сотрудниками Фонда всегда была четкой и слаженной, при необходимости  Фонд   находил возможности вовлечения своих сотрудников. Так, например, при создании новой финансовой модели консультанты провели с сотрудниками несколько выходных дней, совместно анализируя потребности в новой модели и разбираясь в денежных потоках.

Формула или принцип «ради общественного блага» предполагает, что помощь конкретному частному бенефициару считается полезной не только для него, но и для общества в целом.

Как вы считаете, насколько формирование правильной миссии и  целей Фонда будет способствовать его социальной деятельности в деле популяризации инженерного образования в России и подготовки квалифицированных инженерных кадров?

Мы не просто считаем, что формирование правильной миссии и целей Фонда способствует социальной деятельности, но видим в этом необходимое условие для успешного функционирования организации. Благотворители, спонсоры организации, заинтересованные лица доверяют фонду управление ресурсами, денежными или иными, для достижения конкретного социального эффекта. Четко сформулированный конечный социальный эффект, миссия, видение, стратегические и операционные цели, с их последующим мониторингом и прозрачной отчетностью позволяют достигать устойчивости социального эффекта.

Разного рода барьеры достаточно типичны для разных сфер социальной ответственности: отсутствие информации, слабая популяризация, недоверие, непонимание задач и преимуществ, слабая инновационно-стратегическая активность потенциальных игроков, низкая социальная активность профессионалов, отсутствие правил, регламентирующих взаимодействие сторон в процессе pro bono.

Меняется ли данная ситуация со временем, насколько часто вас привлекают к подобным проектам и что необходимо делать, чтобы преодолевать подобные барьеры?

С нашей точки зрения, данные барьеры как раз и преодолеваются созданием четкой стратегии фонда и ее последовательным выполнением. Это позволяет серьезно усилить коммуникацию с заинтересованными лицами, повысить уровень прозрачности, а значит повысить доверие к организации.

Со временем мы наблюдаем, что некоммерческие организации, при условиях постоянного обмена опыта с коммерческим и государственным сектором, становятся более устойчивыми.

Эффективность pro bono-партнерства напрямую зависит от готовности НКО реализовать предложения специалистов, для этого у фонда должно быть достаточно компетентных сотрудников. Как вы расцениваете потенциал Фонда в этом вопросе?

При разработке тех или иных рекомендаций команда принимала во внимание имеющиеся у фонда ресурсы, так как для консультантов было важно  создать такие рекомендации, которые могут принести результат “в реальной жизни”.  Перед многими некоммерческими организациями стоит задача усиления команды, построение устойчивой организационной структуры с четким распределением обязанностей, и фонд здесь не исключение. Но  четкое понимание руководства Фонда и вовлеченность сотрудников дает уверенность, что озвученные предложения будут реализованы.

Существует ли какая-то система контроля после завершения проекта по реализации предложенных изменений со стороны консультантов?

Да, консультанты через несколько месяцев, в зависимости от масштаба изменений, инициируют follow up проекта. Это важно, т.к. для некоммерческой организации данное общение станет дополнительной возможностью использовать ресурс, а  для консультантов - возможностью оценить собственную работу, получить обратную связь и предложить при необходимости дополнения к стратегии. Практическое применение проекта будет осуществлено, конечно, самим Фондом, но для консультантов важно участвовать не только на этапе создания стратегии, но и на этапе внедрения проекта.

Все эксперты соглашаются, что pro bono помощь — в ее нынешнем понимании – в современной России находится в зачаточном состоянии и только-только начинает приживаться. Как вы считаете, что нужно сделать для популяризации данной деятельности в России. И какую роль могут сыграть в этом вопросе организации, уже получившие pro bono консультации?

Необходимо ставить амбициозные задачи, ориентироваться на мировые практики, предъявляя к организации серьезные требования, как с точки зрения стратегии, так и с точки зрения операционной деятельности. Организации, которые получили консультации, могли бы рассказывать о своем опыте коллегам и мотивировать их активнее вовлекаться в подобные проекты.

От лица всех сотрудников фонда «Надежная смена», выражаем благодарность проекту Todogood и проектной команде волонтеров, работавшей с нами. Надеемся на дальнейшее сотрудничество, и что данный материал поможет узнать об институте «pro bono» большему кругу заинтересованных лиц, как некоммерческим организациям, нуждающимся в помощи, так и будущим профессиональным волонтерам.