На главную
Архив новостей
|
«Школа молодого энергетика»: популяризация энергетики и изучение её влияния
15 Ноя 2022
Цифровая трансформация энергетики, «зелёные» технологии и энергосбережение — вот три тренда нынешнего года. В энергетике. В России. И в ВДЦ «Смена». Здесь — все, как у больших, и все всерьез. Всероссийская инженерная смена «Школа молодого энергетика» — это 60 школьников со всей страны. Причем, обычно гендерный состав — это 50 на 50. А в этом году девочек даже 2/3 смены. Эта тенденция наблюдается и в технических вузах — с каждым годом среди абитуриентов все больше и больше девушек. Они почти всегда внимательней и скрупулезней. А «тяжелых» специальностей среди инженерных — все меньше и меньше. Такая энергетически-тематическая смена проходит здесь уже в шестой раз и, очевидно, приносит результаты — ребят, которые приезжали сюда не так давно, преподаватели уже видят среди студентов НИУ «МЭИ». И совсем не удивляются. Андрей Кондрат, главный организатор «Школы молодого энергетика», помощник первого проректора Национального исследовательского университета МЭИ. «В этой смене участвуют ребята, которые проходили через серьёзные конкурсные испытания, организованные при поддержке нашего университета. Это и олимпиада "Надежда энергетики", и Всероссийский конкурс творческих, проектных и исследовательских работ учащихся "#ВместеЯрче", и чемпионат «CASE-IN», а также знаковые научно-практические конференции, такие, как "Потенциал", "Инженеры будущего" и другие. По совокупности этих достижений ребята и попадают на смену», — отметил Андрей Кондрат. Сначала участники проходят серьезный отбор, потом получают возможность оказаться в среде единомышленников, оглянуться по сторонам, познакомиться с ведущими представителями отраслевых компаний и сделать свой первый профессиональный выбор. Для этого из года в год сюда приезжают топовые российские компании. И, разумеется, не со скучным форматом уроков и самопрезентаций, а с интересными занятиями — это и интерактивные лекции, и деловые игры, и практические мастер-классы, и интеллектуальные игры. Под руководством преподавателей Национального исследовательского университета «МЭИ» юные инженеры создали прототипы простейших электронных устройств, состоящих из счётчиков, таймеров, светодиодных индикаторов, а также познакомились с принципами релейной защиты и автоматики. «Россети» показали свой курс по электробезопасности и основам первой помощи при поражении электрическим током, а также провели командную игру «Энергозаряд». Конкурс «Знатоки электричества» от СО ЕЭС (Системный оператор Единой энергетической системы) был посвящен электрическим цепям и основам физики. О способах генерации электроэнергии и экологии будущие энергетики поговорили со специалистами Информационного центра по атомной энергии города Курка (ГК «Росатом»). Всего за три часа участники проверили свои знания из различных инженерных областей в интеллектуальной игре «Адреналин», обсудили основные экологические проблемы и тенденцию на осознанное потребление ресурсов на «Эко-уроке», а также разработали собственную энергосистему на атомном практикуме «Источники энергии». Сотрудники ПАО «Русгидро» рассказали, как уменьшить углеродный след, который оставляют крупные промышленные предприятия и повысить их ESG-рейтинг, какие энергетические объекты необходимы «умному городу». Для развития инженерного мышления ребят разбили на группы и предложили разработать объекты с использованием возобновляемых источников энергии, которые встроились бы в инфраструктуру города. Компании друг с другом не конкурируют и не переманивают ребят — давно договорились, что действуют едино. Потому что энергетика — тоже едина. Это система и ее нельзя разрывать. Можно только показывать ребятам разные ее стороны и вдохновлять собственным примером и увлеченностью. Татьяна Глушкова, руководитель Центра программ ранней профессионализации Филиала ПАО «РусГидро» — «Корпоративный университет гидроэнергетики» говорит, что плюсы таких смен в том, что они зажигают в участниках искру осознанного обучения. «В лагере школьники попадают в среду, где их понимают, где собрались ребята, также увлекающиеся инженерными науками. Плюс ко всему занятия проводят эксперты энергетических компаний, это особенно ценно, потому что в обычной жизни получить подобные контакты бывает сложно, а именно информация о технологических процессах "от первого лица" помогает сформировать представление о деятельности отрасли. Высокая плотность подачи материала и короткий срок на выполнение заданий в командах производят эффект встряски, помогают перевернуть представление о привычных вещах и зарядиться энергией на дальнейшую работу. Для нас особым результатом является то, что ребята, уезжая со смены, начинают делиться в своих регионах полученной информацией, проводят занятия для других школьников и учителей, рассказывают о таких сложных вещах как ESG-принципы в энергетике, устройство гидроэлектростанций и т. д. Именно поэтому мы уверены, что формат проводимых занятий полезен и эффективен, и поэтому для нас важно принимать участие в подобных сменах», — объясняет Татьяна Глушкова. Так что ребята уезжают из «Смены» заряженными. И даже если они не определились с поступлением в вуз, они уже точно знают, что именно могут сделать для улучшения экологии, например. Прямо сейчас. В своем городе. И в своем доме. В одной из российских школ ребята убедили директора поставить на крышу солнечные панели, чтобы снять нагрузку с общей энергосистемы. В другой — плотно занялись сбором и переработкой мусора. И вовлекли в это всю школу. Это — конкретные результаты на уровне институций. А ведь еще каждый ребенок теперь думает — сколько лично он производит мусора и как снизить его количество? Какие приборы использует дома — энергосберегающие или нет? И это те маленькие шажки, которые может сделать каждый. Если он об этом знает. И если убежден, что энергия — она, в том числе и в этом.
|