На главную
Архив новостей
|
Исследование «CASE-IN»: что работодатели и молодежь ждут друг от друга?
11 Мар 2024
Оргкомитет Международного инженерного чемпионата «CASE-IN» провел исследование корпоративной молодежной политики в ведущих российских компаниях. Оно имеет первостепенную значимость для ведущих работодателей и промышленности страны, так как позволяет определить мотивацию будущих и действующих специалистов при выборе места работы и их карьерные перспективы. Что сегодня движет отраслевую молодежь и какие условия для подготовки кадрового резерва создаются в компаниях – на эти и многие другие вопросы попытаемся ответить в материале. Чемпионат «CASE-IN» специализируется на популяризации инженерно-технического образования и подготовке специалистов для компаний ТЭК, МСК, атомной промышленности и смежных отраслей. В рамках соревнования школьники, студенты и молодые специалисты решают инженерные кейсы, составленные по реальным производственным ситуациям, осваивают ценные профессиональные навыки и знакомятся с ведущими направлениями промышленности России. Партнерами чемпионата выступают крупнейшие отраслевые компании, которые предлагают победителям и призерам реальные возможности для личностного и карьерного развития. Школьников ждут дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в профильные вузы и поездки на образовательные смены. Студенты получают привилегии при поступлении на магистратуру и аспирантуру вузов – партнеров чемпионата и проходят оплачиваемые стажировки в компаниях с возможностью последующего трудоустройства. У лучших молодых специалистов есть возможности для карьерного роста и реализации своего проекта на производстве. Ежегодно проводя подобные исследования, организаторы «CASE-IN» подводят промежуточные итоги своей работы и обозначают новые векторы, позволяющие двигаться вперед участникам. Результаты исследования 2023 года уже представлены на крупных отраслевых форумах. Среди них – Молодежный день ПМЭФ. На энергодебатах «Карьера и развитие молодого специалиста в компаниях реального сектора экономики: сегодня и завтра», которые организовал фонд «Надежная смена», участники обсудили занимательные итоги исследования, а также ключевые темы взаимодействия работодателей со студентами и молодыми специалистами. Свои мнения и оригинальные решения насущных задач сумели высказать специалисты руководящего звена ключевых компаний, победители и призеры федеральных молодежных конкурсов, в том числе чемпионата «CASE-IN», студенты 10 профильных вузов, молодые работники 43 компаний. В исследовании корпоративной молодежной политики в компаниях приняли участие представители 7 работодателей: АК «АЛРОСА» (ПАО), АО «МХК «ЕвроХим», ПАО «СИБУР Холдинг», ОАО «РЖД», ГК «Росатом», АО «СО ЕЭС» и ПАО «Газпром нефть», а также 150 молодых начинающих сотрудников. Директор фонда, основатель и сопредседатель Международного инженерного чемпионата «CASE-IN» Артем Королев, выступивший модератором мероприятия, отметил: “Мы постарались собрать представителей разных компаний, чтобы услышать множество мнений. Вместе мы отметили болевые моменты и точки роста компаний и отрасли в целом. Хочется, чтобы после этого мероприятия ко всем участникам – руководителям, молодым специалистам и студентам – пришло вдохновение для новых прорывных идей и решения имеющихся задач”. По мнению директора по коммуникациям АНО «Россия – страна возможностей» Сергея Коляды, тема подготовки и обучения кадров для промышленного комплекса стала ключевой. Отечественные компании готовы вкладывать большие ресурсы в молодых людей, которые в обозримом будущем будут определять ключевую повестку. “Сейчас идет гонка между компаниями за талантливые кадры. Выигрывает в ней тот, кто может предложить наилучшие условия, - отметил Сергей Коляда. – Мы в начале этого года провели большое исследование, опросив примерно 20 000 россиян, и узнали, как за последнее время изменился рынок труда. Его итоги продемонстрировали, что примерно 50% современной молодежи хотят иметь собственное дело, у молодого поколения нет тех ценностей в культуре труда, которые были 20-30 лет назад, а ожидания от работодателей не совпадают с тем, что может предложить рынок труда. Это свидетельствует о том, что нам нужно говорить с молодежью на их языке, предоставлять им возможности для развития. Именно такие задачи ставят перед собой проекты президентской платформы, в том числе чемпионат «CASE-IN»”. Работодатели при подборе кадров отдают предпочтение молодым специалистам, готовым к глобальным вызовам и не боящимся трудностей (так считают 30% опрошенных). Также, по мнению 30% представителей компаний, важно знание английского языка. В свою очередь, молодые специалисты считают, что для успешного старта в любой компании необходимо проявлять ответственность (81%), исполнительность (65%), готовность к командной работе (46%) и активную жизненную позицию (37%). Как раз такие требования к студентам – практикантам и действующим сотрудникам предъявляет АО «Системный оператор Единой энергетической системы». Директор по персоналу компании Байрта Первеева отметила важную роль профильных вузов – партнеров в вопросах формирования кадрового резерва и поддержания бренда Системного оператора. “Работа в нашей компании требует от специалистов уникальных компетенций. Высокий уровень профессионализма и ответственности – качества, необходимые каждому нашему работнику, - утверждаетБайрта Первеева. – Чтобы обеспечить постоянный приток высококвалифицированной и мотивированной на работу в оперативно-диспетчерском управлении молодежи, Системный оператор тесно сотрудничает с 27 профильными вузами. Наряду с типовыми профориентационными мероприятиями, такими как дни открытых дверей, дни карьеры, круглые столы, тематические экскурсии в наши диспетчерские центры, мы совместно с вузами активно вовлекаем студентов, аспирантов и молодых ученых в научную и инновационную деятельность. В этом направлении Системный оператор и вузы-партнеры предлагают множество образовательных активностей: участие в профильных научных конференциях, олимпиадах по электроэнергетике и электротехнике, чемпионатах по решению кейсов. Подобная работа позволяет Системному оператору отслеживать и привлекать интересных и амбициозных ребят, готовых работать в отрасли”. Руководители компаний и работающая молодежь важнейшими чертами начинающих специалистов считают целеустремленность (так ответили 70% работодателей и 60% специалистов), коммуникабельность (55% и 46%), инициативность (40% и 63%) и цифровую/техническую грамотность (30% и 64%). В рамках опроса 35% специалистов промышленных компаний рассказали, что о действующем работодателе они узнали в университете, где проходили обучение. Компании знают об этом тренде и активно развивают сотрудничество с вузами. Среди передовиков здесь –– ПАО «Газпром нефть» и АК «АЛРОСА» (ПАО). Начальник управления подбора и развития персонала АК «АЛРОСА» (ПАО) Наталия Петухова рассказала, что компания не только активно участвует в исследованиях от оргкомитета «CASE-IN», но также проводит собственные опросы студентов профильных вузов. Итоги последнего исследования, по ее словам, продемонстрировали возрастающую популярность бренда АЛРОСА в отраслевой молодежной среде. “Сейчас, участвуя в различных мероприятиях, в том числе и на базе вузов, мы видим, что уровень узнаваемости бренда и осведомленности о деятельности компании значительно вырос. О нас знают, как о работодателе, более того, хотят у нас работать. Одним из эффективных форматов работы с вузами для компании сегодня являются Дни открытых дверей, которые наглядно демонстрируют заинтересованность студентов в АЛРОСА”, - заключила Наталия Петухова. Компании сегодня активно пробуют новые форматы взаимодействиями с университетами и отбирают талантливых студентов для включения в кадровый резерв. Для этих целей в ПАО «Газпром нефть» открыли корпоративный проект «Лига вузов Газпромнефть». Ректор Корпоративного университета компании Илья Дементьев раскрыл некоторые подробности инициативы: “35 университетов, задействованных в настоящий момент в проекте, выступают площадками для реализации образовательной программы ПАО «Газпром нефть». В рамках проекта также проводятся научные исследования и создаются новые лаборатории для развития студенческой молодежи”. Во многом успех начинающего молодого специалиста зависит от адаптации на рабочем месте, согласны участники исследования «CASE-IN». 40% работодателей утверждают, что этот процесс в среднем занимает от 1 года до 2 лет, а, чтобы сделать его более эффективным, знакомят будущих и молодых специалистов со своими ценностями и корпоративной культурой. Сами молодые специалисты готовы адаптироваться намного быстрее: 55% ответили, что приспособиться к новым реалиям можно всего лишь за 3 месяца. В «Росатоме» большое значение при отборе кандидатов на вакантное место уделяют их соответствию ценностям компании и ее культурному коду. “Как известно, у каждой компании есть свой внутренний код, корпоративная культура. Очевидно, что она отзывается не абсолютно каждому кандидату, каким бы высококвалифицированным специалистом он не был. Ни человек, ни компания не будут счастливы, если их ценностное поле не совпадает. Именно поэтому для нас так важно как можно раньше знакомить будущих сотрудников отрасли с «внутренней кухней», показывать, что есть Росатом изнутри, демонстрировать наши ценности в деятельности, а не только в словах, а также оценивать насколько эти ценности разделяются соискателями”, - рассказала заместитель генерального директора – директор блока методологии и развития АНО «Корпоративная академия Росатома» Елена Егорова-Кириллова. 70% работодателей, признавая амбиции и талант молодых специалистов, создают для них большие возможности для личностного, карьерного и профессионального роста. Исследование продемонстрировало, что в 60% компаний имеется конкретный карьерный путь для отраслевой молодежи, 40% работодателей его разрабатывают. Сами специалисты настроены более скептически. 40% признались, что не имеют представление о карьерных перспективах в компании. «Сибур холдинг» готов развеять сомнения молодых людей, предложив им эффективные карьерные треки и создав большие возможности для развития на всех своих предприятиях. Директор Корпоративного университета «СИБУР Холдинг» Рустам Галиахметов: “В нашей компании созданы условия для тех сотрудников, которые хотят развиваться. Мы предоставляем возможности развиваться в карьерных треках, участвовать в проектах и даже сменить географию. В современных реалиях и условиях высокой конкуренции мы отдаем предпочтения соискателям с высоким уровнем знаний IT-грамотности, английского языка и экономических аспектов. Наша компания должна отвечать тем вызовам, которые стоят перед ней, в полном объёме”. Оргкомитет чемпионата «CASE-IN» также выяснил, что мотивирует специалистов работать эффективно и добиваться высоких результатов? Работодатели утверждают, что главное для молодежи – это профессиональный и личностный рост (70%), вовлеченность в масштабные проекты (70%), а также профессиональное признание в отрасли (55%). 70% сотрудников компаний, между тем, акцентируют внимание на материальном вознаграждении, 65% - карьерных перспективах, еще 55% согласны с первым выбором работодателей. Как бы то ни было, построить успешную карьеру в промышленности России может каждый целеустремленный и ответственный молодой человек, убеждена директор по персоналу АО «Минерально-химическая компания «Еврохим» Екатерина Серебреникова: “Важно избавляться от стереотипа «молодым трудно построить карьеру». Крупнейшие работодатели страны сегодня проводят масштабную работу, раскрывая студентам безграничные возможности. Задача предприятия - обеспечить среду, где каждый может развиваться. Карьера – обоюдный процесс и никто не придет и не построит вам карьеру кроме вас самих”, - подвела итог Екатерина Серебреникова. Большинство опрошенных руководителей считают, что молодые работники, не боящиеся ответственности, демонстрирующие активную позицию и обладающие сильными профессиональными знаниями, непременно смогут занять ведущие позиции в компаниях. Молодежь же считает, что для руководящих должностей необходимо для начала проявить себя с наилучшей стороны в работе (этот вариант выбрали 60% респондентов) и заслужить место в управленческом кадровом резерве (25%). Ключом к достижению желаемых результатов для молодых специалистов является инициативность и ответственное отношение к своему ремеслу, уверен начальник центра бренда работодателя и развития человеческого капитала ОАО «Российские железные дороги» Станислав Сугак: “Наши опросы показали, что ключевой фактор удовлетворенности работой в компании для молодых специалистов – это возможности карьерного развития. Исходя из запросов молодых работников, «Российские железные дороги» раз в пять лет обновляют комплексную корпоративную молодежную программу, чтобы у каждого молодого специалиста была возможность двигаться в любом из выбранных направлений – от личностного развития и разработки инновационных проектов до занятий спортом и участия в волонтерском движении компании”. Станислав Сугак добавил: компании крайне важно знать, насколько имеющаяся инфраструктура и корпоративная культура соответствуют карьерным запросам молодых людей. В целом, исследование корпоративной молодежной политики охватило различные форматы работы компаний с кадрами, а также вовлеченность работодателей и специалистов в международные и федеральные конкурсы и мероприятия, социальные инициативы, отраслевые сообщества, советы молодежи и многое другое. С подробными результатами исследования можно ознакомиться в презентации на сайте фонда «Надежная смена»: https://fondsmena.ru/news/2788/
Источник: журнал «Управление образованием: теория и практика» |