На главную
Архив новостей
|
Чемпионат «CASE-IN» - в помощь педагогам и школам
02 Май 2024
В некоторых странах до сих пор, представляя человека, к фамилии добавляют титул инженера. Это подчеркивает важность инженерного дела для экономики конкретной страны и для общества в целом. И мы обязаны уделять этому необходимое внимание и будем это делать, безусловно. Надо сказать, что количество абитуриентов в вузах, которые подают заявление на инженерные специальности, достаточно быстро ростет. Вся эта работа должна начинаться со школы. В.В. Путин, Президент РФ Актуальность для страны, региона, школы. Становление России как инновационного государства, заявленное в Указе Президента «0 национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», предопределяет необходимость ориентации системы образования на формирование у граждан страны компетенций инновационной деятельности, необходимых для инновационной экономики и технологического суверенитета. В то же время, основу социального прогресса в современном мировом инновационном пространстве сегодня составляют НБИКС-конвергенции (нанотехнологии, биотехнологии, информационные, когнитивные и социальные технологии). Взаимосвязь этих векторов развития предопределяет необходимость внедрения междисциплинарности в процесс общего образования, что позволит современным школьникам развить способность интеграции знаний из разных областей культуры для поиска наиболее оптимального решения задачи, Высокий уровень междисциплинарного образования возможен только при качественном изменении всей образовательной среды, включая технологии преподавания, наличие оборудования для коллективных и индивидуальных практических работ, организацию научно-исследовательской деятельности школьников, проведения ранних профессиональных проб в производственных и учебных лабораториях. В требованиях ФГОС к метапредметным результатам содержатся указания на межпредметные или надпредметные понятия, смысл которых расширяется только при изучении нескольких наук. Обязательным компонентом современного обучения становится проектная и исследовательская деятельность. В этом ключе отмечается проблема интенсивного поиска оптимальных моделей содержания обучения и организационных форм, методов и средств, способствующих результативности образовательного процесса, в том числе в условиях интеграции основного и дополнительного образования, сетевого взаимодействия. Статистические данные, опубликованные НИУ «Высшая школа экономики», ярко высвечивают проблему нехватки квалифицированных научных и инженерных кадров для многих регионов нашей страны, в том числе и для Санкт-Петербурга. В этой связи, одним из направлений достижения стратегических целей Национального проекта РФ «Образование» является создание новых подходов к профориентации школьников. Основой для инновационных проектов в системе предпрофессионального образования региона являются приоритеты социально-экономической политики Санкт-Петербурга, определенные в Стратегии социально-экономического развития города до 2035 года. В 2023 году в 239 школах Санкт-Петербурга по девяти направлениям открылись предпрофессиональные классы, обучение в которых помогает ученику развить свои таланты и способности, правильно выбрать траекторию будущей карьеры, пройти качественную подготовку к поступлению, профессиональные пробы и уже в школе освоить первую настоящую профессию. Для обучения по таким программам, в реализации которых участвуют сетевые партнеры (колледжи, вузы и предприятия), создаются современные лаборатории и мастерские, оснащенные новейшим оборудованием. В Петербурге на организацию таких классов Правительством города было выделено более 2,5 миллиардов рублей, Комплексным решением, нацеленным на разработку новых форматов организации образовательного процесса, на развитие инновационных элементов системы ранней профориентации и основ предпрофессиональной подготовки школьников, стал проект создания Центра развития компетенций школьников «ИнженерУМ». В результате конкурсного отбора в 2021 году на реализацию проекта был получен грант Правительства Санкт-Петербурга для оснащения профильных кабинетов. 8 итоге были оборудованы 8 высокотехнологичных лабораторий: «Инженерная графика и 30 моделирование», «Умный дом», «Промышленная и мобильная робототехника», «Создание беспилотного транспорта на базе компьютерного зрения», «Лаборатория человеко-машинного взаимодействия», «Современное программирование», «Лаборатория экспериментальных наук», «Технология виртуальной и дополненной реальностей». Центр «ИнженерУМ» стал своего рода посредником между школой, колледжами, вузами и Сегодня, развивая идеи инженерного образования и ориентируясь на логику междисциплинарного подхода, педагогический коллектив ГБОУ школы № 334 целенаправленно создает условия для формирования практико-ориентированной образовательной среды нового типа, активно привлекая к взаимодействию социальных партнеров. В образовательном учреждении обучаются 1980 учеников, в основной школе открыты специализированные классы: «Курчатовский» (11 класс), «Инженерный метрологический» (10 класс), «Инженерный энерго-класс» (9 класс), «Автомобильно-транспортный класс» и «Инженерный ТИМ-класс» (8 класс). По окончании школы летом 2024 года ученики получат свидетельства о первой профессии: «Электромонтер распределительных сетей» (партнеры программы — Малоохтинский колледж Санкт-Петербургский горный уиверсите, ПА0 «Россети Ленэнерго»); «Контролер качества покупных изделий» (партнеры программы — Петровский колледж, БГТУ «ВОЕНМЕХ», ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, ПАО «Звезда»). Одним из приоритетных направлений работы школы является раннее выявление, поддержка, обучение и развитие индивидуальных задатков и талантов детей, создание среды, способствующей максимально полной реализации их способностей в различных областях науки и технологий. Учащиеся школы успешно выступают на чемпионатах ранней профориентации и профессионального мастерства «Профессионалы. Юниоры», «Абилимпикс», «Умения юных», «Искатели профессии», а также на конкурсах и олимпиадах технической направленности. С 2020 года при поддержке администрации Невского района Санкт-Петербурга, Консорциума по развитию школьного инженерно-технологического образования, Национального координационного центра Ассоциированных школ ЮНЕСКО в РФ ГБОУ школа №334 является организатором Всероссийского детского форсайта «Новое измерение», который предоставляет возможность ребятам 6-11 лет проявить свои предпрофессиональные навыки по различным компетенциям. В ноябре 2023 года на грант Российского движения детей и молодежи «Движение первых» с участием широкого круга партнеров был проведен Всероссийский форсайт «Новое измерение: реальные профессии» по 13 техническим специальностям для школьников 5-8-х классов. Кратко о чемпионатном движении «CASE-IN». Проявить свои таланты, попасть на стажировку в крупную компанию, поступить в один из ведущих вузов или сделать стремительную карьеру - во всем этом помогают проекты президентской платформы «Россия - страна возможностей», созданной по инициативе В.В. Путина. Одним из таких проектов в 2019 году стал чемпионат «CASE-IN», направленный на поддержку юных инженеров - школьников, студентов и молодых специалистов, которые хотят профессионально развиваться в топливно-энергетическом и минерально-сырьевом комплексах. Крупнейший в России и странах СНГ практико-ориентированный инженерный чемпионат проводится с 2013 года. В 2023 году он включен в План мероприятий (дорожная карта) Правительства Российской Федерации nо noвышению престижности и востребованности профессий, связанных с архитектурой и строительством, а также по внесению изменений в образовательные программы по направлениям подготовки специалистов в сфере строительства, обеспечивающих ускоренное вовлечение с6учающихся в производственные процессы. Для всех его участников и победителей это уникальная возможность не просто заявить о себе, но и в ближайшем будущем трудоустроиться в ведущие российские компании в сфере топливно-энергетического (ТЭК) и минерально- сырьевого комплекса (МСК). В чемпионате идёт соревнование в нескольких лигах. Школьная лига проходит по двум на- правлениям - решение кейса и инженерно-техническое творчество. В направлении «решение кейса» ученики 9-11 классов разрабатывают решение инженерного кейса, составленного по реальной или приближенной к реальности производственной ситуации или процессу, имеющим отношение н ТЭК, МСК, атомной промышленности или смежным отраслям. В направлении «Инженерно-техническое творчество» принимают участие школьники, начиная с начальных классов (конкурс проектов в формате эссе, исследования, презентации, макета среди школьников 3-5 классов, 6-8 классов; конкурс digital-рисунков среди школьников б-8 классов; конкурс технических устройств в формате моделирования, 30 печати, ІТ-проекта и иных форматов среди школьников 9-11 классов). Лига рабочих специальностей - для учащихся средних специальных учебных заведений. В Студенческой лиге сражаются команды до 4-х человек из числа студентов, магистрантов и аспирантов по направлениям: геологоразведка; горное дело; металлургия; нефтегазовое дело; нефтехимия; проектный инжиниринг; электроэнергетика и др. Лига молодых специалистов дает возможность сотрудникам компаний и организаций топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов посоревноваться в решении комплексных задач. Инструмент для достижения успеха По мнению первого заместителя генерального директора АНО «Россия - страна возможностей» А.В. Агафонова: «Платформа предоставляет широкую палитру возможностей для самореализации, помогает определиться с профессией, пройти стажировку или найти первую работу, получить наставника или новые знания. Чемпионат «CASE-IN» дает возможность молодым людям из разных регионов России развиваться, решая реальные производственные задачи, занимаясь научно-техническим творчеством и получая инженерное образование. При- мер нескольких тысяч участников проекта доказывает, что чемпионат - это билет в будущее, позволяющий продвинуться по карьерной лестнице, обрести работу мечты и стать настоящим профессноналом». Действительно, победителям и призерам Школьной лиги предоставляются льготы при поступлении в образовательные организации высшего образования, включившие настоящий проект в Правила приема, а также на основании внесения проекта в Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 31 августа 2023 г. N2 649 «06 утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2023/24 учебный год». Залогом успешного выступления на чемпионате становятся развитые надпрофессиональные навыки, которые необходимы специалисту в любой профессиональной области. Активным методом обучения таким навыкам становится метод кейсов и его адаптированный формат для инженерных специальностей. Сегодня инженерный кейс — неотъемлемый инструмент молодежных проектов в отраслях ТЭК, МСК и промышленности, для профориентации школьников, развития и обучения студентов, а также развития и отбора молодых специалистов. Инженерный кейс — ситуационный пример, содержащий описание инженерно-технической задачи, «встроенной» в реальную отраслевую ситуацию, основанный на конкретных производственно-финансовых показателях, с несколькими возможными правильными решениями и определенным подбором данных. Информация о кейсе представлена неструктурированными проблемами и часто не содержит части данных, необходимых для анализа. В отличие от задач, кейсы не имеют четкого алгоритма решения и единственно «правильного» ответа. Для решения кейса требуются навыки владения методиками проведения анализа, расчетов, поиска дополнительных данных. Решение инженерных кейсов предполагает командную работу в ограниченный период времени и его защиту перед экспертной комиссией. Использование метода инженерных кейсов дает молодым людям возможность отточить множество полезных навыков: умение распределять роли в команде, искать, структурировать и анализировать информацию, вырабатывать согласованное мнение, презентовать и аргументировать свои идеи в общении с экспертами. Подобный опыт в современном мире необходим. Известно, что ведущие компании ведут борьбу за инженерные кадры, но не стоит забывать, что всем нужны лучшие. С целью развития инженерного мышления через знакомство обучающихся с кейс-заданиями отрасли ТЭК и МСК авторским коллективом школы №З34 Невского района Санкт-Петербурга при поддержке Проектной команды чемпионата «CASE-IN», ГБУ «Информационно-методический центр» Невского района Санкт-Петербурга была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка решений инженерных кейсов в рамках Международного инженерного чемпионата «CASE-IN» для обучающихся 12-18 лет. Программа направлена на изучение реальных кейсов, а также иных видов деятельности инженерного дела с помощью кейс-заданий. На занятиях школьники получают базовые знания о понятиях реального производства важных секторов РФ (нефть, газ, электрознергетика); знакомятся с техникой создания простейших решений инженерных кейсов, технологическими приемами выполнения кейс-заданий различной сложности, технологией по подготовке презентаций, сбора информации и выступлений. С целью оценки достижений обучающихся разработан оценочный инструментарий. Программа соответствует социальному заказу общества и правительства РФ по подготовке будущих кадров отрасли и реализуется с участием наставников (партнеров ГБОУ школы № З34 Невского района Санкт-Петербурга) – студентов Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины ІI, сотрудников ПАО «Россети Ленэнерго» и экспертов Чемпионата. Новые возможности Инициатива проведения в рамках программы Петербургского международного образовательного форума на базе ГБОУ школы №а 3З4 Невского района Санкт-Петербурга регионального этапа Международного инженерного чемпионата «CASE-IN» для учеников 8-11-х классов получила поддержку организаторов форума. В результате создается новая профориентационная площадка топливно-энергетического комплекса, минерально-сырьевого комплекса, атомной промышленности и смежных отраслей для школьников с участием преподавателей и студентов профильных вузов, представителей предприятий, органов власти, научно-образовательных центров общественных и экспертных объединений.
Источник: электронное периодическое издание «Пионер»
|