С 5 по 18 ноября 2024 года на базе Всероссийского детского центра «Смена» прошла Всероссийская инженерная смена «Школа молодого энергетика», которая объединила 70 школьников в возрасте от 14 до 17 лет, прошедших конкурсный отбор. В их числе победители и призёры Олимпиады «Надежда энергетики», лауреаты Всероссийского конкурса творческих проектных и исследовательских работ «#ВместеЯрче», открытой научно-практической конференции «Инженеры будущего», Московской инженерной конференции школьников «Потенциал» и Школьной лиги Международного инженерного чемпионата CASE-IN.
Организаторами смены выступили Министерство энергетики Российской Федерации и Национальный исследовательский университет «МЭИ». Проект входит в Общероссийский план молодёжных мероприятий, направленных на популяризацию топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и инженерно-технического образования («ТЭК для молодежи»), который с 2019 года совместно реализуют Минэнерго, Минобрнауки, Минпросвещения России, Росмолодежь и АНО «Россия – страна возможностей».
Цель занятий направлена на профориентацию обучающихся в сфере развития ТЭК России и популяризацию инженерных профессий в целом. В течение двух недель участники посещали интерактивные практикумы, лекции, игры, тренинги и мастер-классы, а также встречались с ведущими экспертами отрасли.
В ВДЦ «Смена» ребята познакомились ближе с возобновляемой и атомной энергетикой, поучаствовали в тематических играх, квестах, викторинах, решении ситуационных задач. Школьники изучили современные тренды по цифровой трансформации ТЭК, сокращению углеродного следа, внедрению зелёных и энергосберегающих технологий.
Под руководством преподавателей Национального исследовательского университета «МЭИ» старшеклассники обучились основам электромонтажа, принципам построения и сборки электронных схем. Слушатели научились применять такие виды коммутационных электрических аппаратов как реле, контакторы, выключатели и переключатели, а также изучили особенности их применения на объектах ТЭК. Одно из занятий было посвящено изучению алгоритмов управления. На нём школьники участвовали в интерактивной игре, во время которой они создавали различные алгоритмы управления роботом для восстановления и ремонта фабрики. В различных раундах ребята сталкивались с задачами на логику, комбинаторику и системное мышление. Для высокомотивированных учащихся был разработан специальный курс занятий по изучению микропроцессорных систем, в ходе которого будущие энергетики могли реализовать заданные алгоритмы управления мобильным роботом с использованием платформы Arduino и среды программирования Arduino IDE.
Отдельный блок образовательной программы от ПАО «Русгидро» был посвящён возобновляемым источникам энергии. В рамках командной работы школьники провели мини-исследование о том, каковы перспективы развития гидроэнергетики в нашей стране: исследовали географию рек, изучили освоение гидропотенциала России, существующие гидроэлектростанции, типы гидротехнических сооружений и основного энергетического оборудования в наглядном виде, размещая объекты с информацией о них на объёмной карте России.
Настольная игра «Энергия нации» разделила участников программы на два потока вокруг игровых полей, где ребятам в командах предстояло построить энергетическую систему, включающую в себя различные виды электростанций, а также заработать баллы за выполнение теоретических и практических заданий энергетической тематики.
Во время практического занятия школьники в командах разработали маскотов, связанных с деятельностью ПАО «РусГидро», которые могут стать своеобразными символами школьных и студенческих проектов компании. Участники использовали мобильные приложения для рисования и технологии искусственного интеллекта. После выполнения задания в командах, ученики презентовали результаты друг другу и ответили на вопросы преподавателей.
В качестве внеурочной деятельности для учащихся был проведён тренинг на командообразование в формате подвижных командных игр «Энерго-челленджи», где юные энергетики выполняли на скорость различные игровые задания.
Лекции от специалистов ПАО «Россети Кубань» познакомили учеников с деятельностью компании, её историей и перспективными проектами. Ребята прошли вводный курс по электробезопасности, разобрались в основах оказания первой помощи при поражении электрическим током. Интеллектуальная игра «Энергозаряд» позволила сменовцам продемонстрировать свои знания по физике и истории энергетики. В финале состоялась защита проектов в рамках квиза «Город возможностей», где подростки предложили креативные варианты применения альтернативных источников энергии.
На занятии от представителей сети Информационных центров по атомной энергии ГК «Росатом» в ходе атомного практикума «Мир пластика» обучающиеся познакомились с видами пластика и кодами его переработки, примерами изготовления вещей из использованного пластика, моделями рационального потребления и поведения.
Для будущих энергетиков была проведена интеллектуальная игра «Адреналин» на проверку эрудиции в сфере атомной отрасли, экологии, энергосбережения, энергетических профессий, инноваций и развития технологий. В этом году она была посвящена выходу в 2025 гола научно-фантастического фильма «Волшебник изумрудного города».
Вечером представители атомной отрасли провели для ребят тренинг «Убеди меня» в формате классических дебатов с целью развития гибких навыков: коммуникации, критического мышления, креативности и кооперации.
От коллег из АО «Системный оператор Единой энергетической системы» сменовцы узнали, как работает Единая энергетическая система России, какие инновационные технологии определят её будущее. Профориентационная игра «Есть в энергетике профессия – оборудование защищать» дала понять, насколько обучающиеся эрудированы в данной сфере.
Представители Сибирской генерирующей компании поделились с ребятами профессиональным опытом в области теплоэнергетики в формате командного квеста по принципам функционирования ТЭЦ, разобрав со школьниками стадии работы оборудования энергообъекта от подготовки воды и топлива до сжигания энергоносителя, принципа действия турбины и утилизации выбросов. Закрепили результат будущие инженеры в он-лайн викторине «10 вопросов про теплоэнергетику».
Победители образовательных мероприятий смены получили призы от партнёров. По итогам все участники были награждены памятными сертификатами и подарками.
На церемонии закрытия сменовцев с успешным завершением программы поздравил первый проректор НИУ «МЭИ» Владимир Замолодчиков, а также выпускники смены «Школа молодого энергетика» прошлых лет: Богдан Сергеев, Елизавета Кизян и Бэлла Лошкарёва. В завершении официальной части инженер Факультета довузовской подготовки Иван Никитин организовал для ребят мини-концерт в формате квиза «Угадай медодию», что сделало прощальный вечер камерным и душевным.