На главную
Архив новостей
У успешных людей мысли сходятся
07 Sep 2009

 

 
Для десяти выпускников екатеринбургской гимназии № 47 новый учебный год начался в аудиториях Электротехнического факультета Уральского Государственного Технического университета – УПИ. Казалось бы, без особых усилий они выдержали конкурс и поступили на выбранную специальность электроэнергетика. Но их выбор был не спонтанным, а скорее предопределенным. И не только самими вчерашними школьниками, но и их родителями, учителями и энергетиками-профессионалами.
 

Взаимодействие Объединенного диспетчерского управления энергосистемами Урала - Филиала ОАО «Системный оператор», Фонда «Надежная смена» и гимназии началось два года назад с нового образовательного проекта. Заключенный 1 сентября 2007 года договор предусматривал совместное участие сторон в проекте «Школа-вуз-предприятие», направленном на формирование будущего кадрового резерва энергокомпании.

- У творческих и успешных людей мысли сходятся, - утверждает директор гимназии Елена Крюкова. - Так было и в этом случае. Наша школа представила на конкурс национальных проектов идею «Гимназия – кадровый центр», которая предполагала, взаимодействие с предприятиями, выращивание ребенка с трех сторон: гимназия, вуз и компания. Параллельно с этим, решая, очевидно, свои задачи, команда руководителей Системного оператора вынашивала подобную идею. Наши интересы сошлись. Более того, не просто сошли по идее, а и по единым подходам к ней. Мы одинаково видели линию создания и способы успешного продвижения проекта.

- То есть программа взаимодействия была заранее практически разработана вами?

- Скажем так: у нас были свои взгляды, у ОДУ Урала свои. Мы собрались командой и разработали третий вариант. Таким образом, родился общий продукт, который и оказался реализованным.

- А как формировался класс? Это были случайные дети или специально отобранные?

- Поскольку мы заранее знали шаги движения проекта, предполагали, что нас ожидает на каждом этапе - на входе в класс, на выходе из гимназии - то шла работа с родителями и с детьми как с точки зрения профиля, так и мотивации, заинтересованности школьника учиться. Понимаете, в девятом классе трудно сделать выбор профессии на всю жизнь. Мы предварительно свозили ребят на экскурсию в ОДУ Урала, чтобы они поняли и осознали масштабы деятельности. Для сформированного класса были созданы все условия, чтобы они смогли сделать выбор профиля обучения и будущей специальности.

- Как показала практика, дети подобрались особенные. Они реально и учились очень хорошо, и проявляли себя творчески…

- Да, именно так реально получилось на выходе. Для нас-то изначально все дети одинаковые. Конечно, скажу честно, заинтересованные в проекте, мы мотивировали хороших детей поучаствовать в нем, а по итогам двухгодичной программы вышли совершенно социализированные люди, адаптированные к взрослой жизни. Более того, почти все из них проявили себя еще и как сформированные лидеры. Мы, правда, это поколение детей выращивали в идее лидерских сборов. Начиная с пятого класса, каждый год ребята этой параллели выезжали на спецпрограммы. И в десятом - организованные Фондом «Надежная смена» психологические развивающие тренинги легли на эту почву. Так что, если говорить о лидерских способностях, то получилась вертикаль продолжения. В целом, конечно, дети были смотивированы проектом, рейтинговой системой оценок в гимназии, дальнейшим обучением в вузе, грантами, которые в течение года предоставлялись за учебу. Все это сыграло весомую роль. В параллельном классе не было такой высокой мотивации, и результат, соответственно, ниже.

- В девятом классе вы набирали группу пятнадцать человек, реально профессию выбрали десять. Почему?

- Ну, что вы! Это очень хороший результат. Выбрать профессию в девятом классе очень сложно. Многие выпускники вузов не вполне представляют свою будущую работу. Если бы ребенок выбрал конкретную профессию по каким-то внешним параметрам, а после окончания вуза отказался от нее, было бы гораздо хуже. Будем надеяться, что наши ребята предпочли профессию энергетика более осознанно и надолго. А те, кто не выбрали, хорошо, что отказались от нее сейчас, а не в вузе или, что еще хуже, придя на предприятие.

- А как Вы думаете, Елена Михайловна, в какой момент ребята приняли окончательное решение в пользу конкретной профессии?

- Таких моментов было три. Первый большой интерес проявился, когда мы были на первой экскурсии в ОДУ Урала. Я видела, как у ребят глаза зажглись. Это очень современная компания, компьютеризированная система, огромный пульт управления, очень интересная и разнообразная работа. Второй момент, когда началось активное взаимодействие со специалистами предприятия и сотрудниками Фонда на тренингах и на экскурсиях. И третий - когда гимназисты увидели отрасль в целом и конкретное предприятие, заинтересованные в своих работниках, выращивании нового поколения. Это было последней каплей, потому что немаловажно, чтобы в тебе были заинтересованы. И родители ребят видели, какое отношение к их детям, еще даже не специалистам.

В итоге было выработано твердое решение: да, я хочу здесь работать. Важно все: отношение к людям, начиная с элементарной заботы, когда, например, по дороге с лидерских сборов автобус останавливается и ребятам покупают воду. Скажете, это мелочи. Нет, такая опека дорогого стоит. Ну и немаловажную роль играют вопросы дальнейшей поддержки в вузе.

Я бы особо отметила сложную ситуацию нынешнего всеобщего поступления в вузы, когда российские выпускники подавали документы одновременно в 33 учебных заведения. Основная причина как раз в том, что дети не знали, какую профессию выбрать. В итоге какие-то факультеты не выполнили набор, а какие-то набрали не тех, кого следовало. В приемную комиссию поступали безличные документы. Те же вузы рады взять кого надо, но как?
В нашем случае немного по-другому. Есть трехсторонний договор, есть сертификаты, выданные детям в качестве поддержки. Это уже те вещи, которые и для вуза играют роль. Наши выпускники не просто абитуриенты – они практически целевики. Они и заинтересованы учиться, и пойдут в профессию, которую выбрали. Ни для кого не секрет, что сегодня, заканчивая УПИ, многие работают не по специальности. Ну и еще причина успеха в том, что оба партнера – и ОДУ Урала с «Надежной сменой», и мы - были равно заинтересованы в этом проекте. Результат по развитию детей превзошел ожидания. Это тот выпуск, которым мы все еще будем гордиться.
 
- Эксперимент успешно завершен. Его решено продолжать. Начинается плановая работа.

- Да. Уже в прошлом году мы снова набрали профильную группу десятиклассников. Нынче они перешли в 11 класс и будут заниматься по выработанной программе. Причем в этом случае большая инициатива исходила и от самих ребят, и от их родителей. Уже пошла волна информации, пошли вопросы, и нам не понадобилась серьезная рекламная компания. К деткам из гимназии присоединились ребята из других школ. Так что мы, несомненно, заинтересованы в продолжении проекта.

- Насколько легко Вам работается с Фондом «Надежная смена» и ОДУ Урала? Есть какие-то нюансы или полное взаимопонимание?

- Поскольку оба партнера очень сильно и равно заинтересованы в проекте, то я испытываю только постоянное чувство благодарности и полного взаимопонимания. По всем точкам соприкосновения мы всегда находили общий язык. У меня за эти годы ни разу не возникало чувство некомфортности или недовольства. Я безумно рада, что наши дети кому-то еще нужны. В современном мире только школа и родители заинтересованы в развитии детей. Наверняка многие крупные компании придут к подобному взаимодействию со школами, но Системный оператор сегодня опередил всех.